Падение нефтяных цен и следом — национальной валюты вкупе с пандемией коронавируса — наиболее очевидные проявления разгорающегося на наших глазах социально-экономического кризиса. Он и распространяется, как вирус, захватывая все новые сферы жизни населения. Противопоставить этой воронке можно только тотальную активность, в том числе инвестиционную
Наиболее значимым стабилизатором должны стать начатые почти два года назад национальные проекты: если государство проявит последовательность в их реализации, к этим бюджетным инвестициям подтянутся частные деньги.
Ведь для бизнеса, как известно, любой кризис — это время возможностей. Особенно на фоне дорожающей валюты, дешевеющих активов, растущих внутренних цен и освобождения рынков от неконкурентоспособных участников.
Точки инвестактивности: регионы и отрасли
В очередном — февральском — рейтинге инвестиционной активности регионов от российского делового журнала "Инвест-Форсайт" Приволжский федеральный округ (ПФО) лидирует наряду с Центральным (таблица 1). Суммарный балл округа, приведенный в правой колонке, составлен из баллов регионов, входящих в данный округ.
Анализ бальных оценок регионов ПФО показывает, что месяц от месяца эти оценки варьируются настолько сильно, что для сглаживания этих колебаний целесообразно рассматривать значительный промежуток времени. В таблице 2 приведены суммы региональных оценок инвестактивности за шесть месяцев с сентября 2019 г. по февраль 2020 года.
Таким образом, основная масса инвестновостей в рассматриваемый период шла из регионов, входящих в топ-5 рейтинга. Позиции Татарстана, лидирующего в ПФО практически по всем показателям, и близких к нему по уровню социально-экономического развития Пермского края и Нижегородской области вполне ожидаемы. А вот четвертое и пятое места Кировской и Ульяновской областей, регионов с гораздо меньшим потенциалом, по-видимому, объясняются повышенным вниманием к инвестдеятельности со стороны местных властей.
С учетом этого обстоятельства удивляют невысокие позиции Оренбургской и Самарской областей (седьмая и девятая, соответственно), а также Башкортостана (11 место в данном рейтинге). Считать это простой случайность трудно: скорей всего, инвестобъекты в этих регионах будут сдаваться позже — весной, летом и осенью 2020 года.
Интересно проследить отраслевую направленность инвестиций в регионах ПФО. Диаграмма показывает, как она выглядит для Татарстана по состоянию на декабрь 2019 года.
Видно, что региональная инвестактивность к началу 2020 г. была локализована в двух отраслях — "Промышленность" (52%) и "Строительство и недвижимость" (22%). Меньше всего на этот момент рассказывалось об инвестициях в сфере науки и технологий.
В таблице 3 представлен отраслевой рейтинг, построенный на основе публикаций об инвестдеятельности в регионах ПФО за январь 2020 года. Верхние позиции в нем занимают две базовые отрасли реального сектора экономики округа — АПК и промышленность.
А вот пониженная (даже по сравнению с торговлей и туризмом) инвестактивность в сфере добычи и переработки полезных ископаемых настораживает. Вряд ли в столь развитой в Поволжье отрасли отсутствовали достойные публикаций инвестиционные события, скорей всего, вертикально-интегрированные холдинги, в которые сегодня входят практически все значимые региональные сырьевые компании, перенесли освещение этой активности на федеральный уровень.
Что касается целей инвестактивности, сошлемся на проведенный Росстатом в октябре 2019 г. опрос почти 9 тыс. крупных и средних, а также более 14 тыс. малых предприятий в 85 регионах РФ. При этом в первой группе капвложения осуществляли 94% респондентов, а во второй — 40%. Результаты опроса приведены на графике.
Примечательна, хотя и слабая, но положительная динамика капвложений в период с 2017 г. по 2019 год. Их главной целью на протяжении этих трех лет оставалась замена основательно изношенной техники и оборудования. Правда, лишь 30% респондентов посчитали, что инвестиции повысили конкурентоспособность их компаний, и лишь 38% из них отметили влияние капвложений на рост производительности труда.
Причины, сдерживающие инвестактивность крупных и средних компаний, путем их анкетирования весной 2019 г. изучал Банк России. В числе наиболее значимых факторов были названы недостаток собственных средств (81% респондентов), высокая стоимость заемного финансирования (47%), неопределенность экономической ситуации (45%) и длительный срок окупаемости инвестиций (36%).
В контексте нацпроектов
Инвестактивность — не самоцель, а средство стимулирования экономического роста, в частности, одного из важнейших его факторов — производительности труда. По этому показателю Россия многие годы в разы отстает от Европы и США. Один из выходов из сложившейся ситуации — нацпроекты, которые при дефиците частных инвестиций призваны дать импульс инвестактивности и — через нее — росту производительности труда.
Однако, кроме капвложений в основные фонды, нужны инвестиции в развитие персонала и в организацию производства. Последние два направления напрямую финансируются в рамках нацпроекта "Производительность труда и поддержка занятости".
Правда, средств на его реализацию выделено относительно немного — всего 0,2% в от стоимости всех нацпроектов (25,7 трлн руб.). Видимо, этим объясняется весьма скромная финансовая поддержка корпоративных проектов, направленных на повышение производительности труда, — до 300 млн руб. на период до 5 лет под 1% годовых при соблюдении ряда условий.
Цель нацпроекта — "обеспечить к 2024 году темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год". Насколько амбициозна эта задача показывает индекс Росстата, приведенный в таблице 4.
Обращает на себя внимание тот факт, что из 14 регионов ПФО лишь шесть (Саратовская и Кировская области, а также республики Мордовия, Башкортостан, Удмуртия и Татарстан) в период 2010–2017 гг. сумели обеспечить стабильный рост производительности труда, а остальные восемь в отдельные годы допускали падение этого показателя.
И тем не менее, консультационно-методическая поддержка в рамках упомянутого нацпроекта дает неплохие результаты.
"Специалисты федерального и регионального Центров компетенции передают предприятиям-участникам проекта методики и инструменты бережливого производства, — рассказывает первый заместитель председателя правительства Саратовской области — министр финансов Вадим Ойкин. — На обучение и совместную работу на потоке-образце отводится до 6 месяцев. В течение последующих 2,5 лет предприятия внедряют приобретенный опыт во все бизнес-процессы, чтобы довести свои производства до уровня лидеров конкурентного рынка".
Такой – совсем не капиталоёмкий подход — позволил местным предприятиям ДСК "ГРАС-Саратов" и "Геодор" увеличить выработку на 20% и 55% соответственно. Кроме того, "Геодор" сумел поднять коэффициент использования своего оборудования в 1,7 раза (с 46% до 78%), что существенно сократило его инвестиционно-финансовые потребности.
Последние комментарии
Учитывая потенциал рынка, долю компании - смело буду заходить, а там посмотрим. Некоторые недовольства тут смешно читать, но есть и адекватные сомнения. В любом случае, инвестиции - риск, но джету доверяю, и вижу развитие компании. Роман Хорошев, кстати, очень открыт, дает много интервью перед очень важным шагом компании, открыто отвечает на вопросы, что так же радует.
У компании большие шансы для роста, верю в успех)