В Нижегородской области и Татарстане уже тестируют новый высокотехнологичный сервис, позволяющий отслеживать состояние коров по датчикам в желудке. Технологию IoT предложила компания МТС — они сейчас активно внедряют свои продукты в различные сферы жизни, и видят в агропромышленном комплексе хорошие перспективы. Поговорили с руководителем портфеля продуктов "Сельское хозяйство" компании МТС Константином Матросовым о том, зачем нужны эти технологии, сколько они стоят, и как преодолеть консервативность представителей агропромышленного сектора относительно цифровизации процессов.
— Почему компания МТС в первую очередь обратила внимание именно на сферу молочного животноводства?
— МТС — большой оператор, который инвестирует силы и время в самые разнообразные направления. Одним из этих направлений является сельское хозяйство. Мы пробуем что-то новое и экспериментируем в различных отраслях агропромышленного сектора. Мы заметили, что есть незанятая ниша в области молочного животноводства, поэтому в рамках этого направления активно развиваем свой продукт под названием Smart Farming — мониторинг состояния коров.
- Что представляет из себя сервис Smart Farming и зачем он нужен на современной ферме, где есть квалифицированный персонал, который уже хорошо знает свою работу?
- Наша задача цифровизировать ферму, то есть сделать ее цифрового двойника. На первом этапе мы выпустили продукт с внутренним названием "убер для коров", благодаря которому можно считывать данные по состоянию животных, формировать наряды и направлять эти наряды на работу сотрудникам фермы.
Данные поступают с датчиков, которые глотают коровы. Они находятся у коровы в желудке: у них так устроен организм, что датчики могут лежать и не мешать животному. Датчики измеряют двигательную активность коров и температуру. На основании этого мы формируем наряды по половой охоте — это определение времени для наилучшего осеменения животного, что является основой молочного бизнеса.
По датчикам также мы определяем отклонение в графике здоровья животных и диагностируем какие-то проблемы за 3-5 дней до появления внешних признаков. То есть за несколько дней мы информируем, что животное имеет проблемы со здоровьем, и что надо к нему подойти и поработать.
Мы определяем момент наступления отела, тем самым помогая специалисту контролировать состояние животного и вовремя понять, если ему нужна помощь. Также благодаря датчикам можно следить за темпом водопоения. Это позволяет сказать, в какой момент животное начало пить не как обычно — больше, меньше, по-другому.
Такая информация тоже может быть предвестником заболеваний, либо следствием того, что на ферме произошли события, на которые нужно отреагировать — вода закончилась, либо еще что-то случилось.
- Этот проект еще тестируется или он уже в активной работе на фермах и предоставляется на коммерческих условиях?
- В настоящий момент проект в активной работе. У нас есть первые клиенты в ряде регионов России. В Хабаровске и Кемерово уже проходит коммерческое внедрение. В Нижегородской области, Татарстане, Московской области — тестовый режим.
- На каких условиях к вам могут обратиться фермеры, чтобы попробовать этот продукт в своих хозяйствах?
- Хозяйства могут обратиться в компанию МТС к любому из наших представителей. Мы предлагаем наш продукт на данный момент в двух вариантах: первый — это когда клиент может выкупить оборудование и дальше сам пользоваться услугой, второй — когда клиент пользуется услугой по модели сервиса.
Модель сервиса это, когда мы за периодическую оплату предоставляем и оборудование, и обслуживание — клиенту это очень удобно, потому что не надо вкладывать значительные средства в капитальные затраты, он увеличивает свои операционные затраты на 3-5% и при этом получает полную услугу под ключ.
- А какие условия вы ставите фермерам для участия в этом проекте?
- Мы ориентируемся на фермы от 300 животных и выше, но это не является стоп-фактором, и мы готовы работать с хозяйствами любых размеров — с любым количеством животных. Просто наиболее ярко эффект от продукта проявляется на тех фермах, где больше животных.
В рамках работы основной упор делаем на модель сотрудничества, когда и оборудование, и сервис предлагаются на ежемесячной основе — клиент платит определенную сумму и дальше у него о ферме голова больше не болит.
В начале пользования сервисом мы обучаем персонал, оказываем услугу сопровождения и периодически общаемся с клиентом и его сотрудниками — что происходит, все ли понятно, нужно ли что-то доработать? Следует подчеркнуть, что изначально наш продукт ориентирован больше на сотрудников фермы, а не на руководителя. Мы делаем так, чтобы работникам фермы пользоваться сервисом было удобно, а руководитель видел все, что происходит на ферме в цифровом виде.
Конечно, нужно некоторое время, чтобы сотрудники привыкли работать в новом формате. Наряды, в некотором роде уже формализованная вещь, требующая выполнения: надо взять наряд, выполнить его и отчитаться. Этот процесс может происходить в нескольких вариантах — с участием администраторов и руководителей ферм, либо без него. Это уже особенности работы в конкретных хозяйствах.
Еще раз повторюсь, что мы ориентируемся на персонал с полным отсутствием опыта в телефонах, в компьютерах и так далее. Нам не нужно, чтобы человек был специалистом в IT.
- Какой экономический эффект дает внедрение такой технологии?
- Ожидаемый экономический эффект для ферм проявится в нескольких областях. Прежде всего это улучшение эффективности фермы за счет того, что животные будут вовремя осеменяться, а затраты на лекарства уменьшаться, потому что мы раньше начинаем определять отклонения от нормы в здоровье коров.
Еще мы ожидаем, что на ферме улучшится эффективность за счет того, что мы существенно сократим время сервис-периода — время от момента, когда корова родила теленка, до того как гарантированно подтвердили, что она беременна, — до 90 дней. В среднем сейчас по России это 147 дней.
Мы увеличиваем затраты хозяйства на 3-5%, при этом показывая на самых плохих фермах эффективность порядка 50%, что очень существенно, а относительно средних ферм наш сервис позволяет поднять эффективность на 15-30%.
Все зависит от процессов и показателей, которые уже есть на ферме. Ведь на ферме одни показатели чуть лучше, другие чуть хуже. Поэтому мы пытаемся в среднем вывести хозяйство на первый уровень автоматизации. При этом прекрасно понимая, что подняв уровень фермы до первой автоматизации, можно понять, куда двигаться дальше.
- Сколько будет стоить фермерам участие в этом проекте?
- В нашей ценовой политике мы исходим из размера фермы, от количества животных, на которых установлен наш сервис. Ценовая политика от 500 рублей на 100 голов, соответственно с ростом количества голов эта цена уменьшается. На текущий момент мы внедряемся по всей России, и надеемся, что у нас появятся пользователи и на западе страны. Мы глобальный оператор, и работаем по всей стране.
Как на все это реагируют фермеры — они охотно соглашаются участвовать в подобных проектах? Все-таки агропромышленная сфера немного консервативна, тем более в направлении цифровизации.
Мы прекрасно понимаем, что внедрение новой технологии идет по модели — сначала первые пользователи, затем те, кто увидит эффект у первых пользователей, потом основное количество клиентов.
На текущий момент мы внедряемся на фермах — первых пользователей, и надеемся, что коллеги сразу увидят эффективность сервиса. Мы сможем приводить в пример и показывать, что первые пользователи получили значительный эффект, и соответственно после этого ждем консерваторов. Хотя мы разговариваем и с консервативными пользователями, развеиваем их опасения и пытаемся сделать из них первопроходцев. Получается такой цикличный процесс.
Последние комментарии
Учитывая потенциал рынка, долю компании - смело буду заходить, а там посмотрим. Некоторые недовольства тут смешно читать, но есть и адекватные сомнения. В любом случае, инвестиции - риск, но джету доверяю, и вижу развитие компании. Роман Хорошев, кстати, очень открыт, дает много интервью перед очень важным шагом компании, открыто отвечает на вопросы, что так же радует.
У компании большие шансы для роста, верю в успех)