22 января министр цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан Геннадий Разумикин встретился с журналистами в формате онлайн-брифинга для подведения итогов деятельности министерства в прошедшем году.
Подводя итоги 2020 года, министр остановился на значимых направлениях деятельности министерства цифрового развития: инфраструктура интернета, перевод государственных услуг в электронный вид, поддержка республиканских IT-проектов, создание сети call-центров, цифровизация отраслей, работа над созданием информационных систем для Центра управления регионом.
Геннадий Разумикин подробно рассказал о программах по развитию сетей интернета, которые удалось реализовать за год. Как оказалось, Башкортостан лидер по количеству населенных пунктах, включенных в федеральные программы. В течение года в республике благодаря федеральному проекту "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика" 1191 социальное учреждение подключили к высокоскоростному интернету.
Завершилась реализация федеральной программы по устранению цифрового неравенства, в рамках которой обеспечены точкой доступа к Интернету 929 населённых пунктов Башкортостана с численностью жителей от 250 до 500 человек. Проект реализовывается уже несколько лет и предусматривает обеспечение населенных пунктов коллективными общедоступными wi-fi точками доступа к сети интернет со скоростью 10 Мбит/с без ограничений по траффику.
Запущен проект "Доступный интернет" по обеспечению доступа в сеть интернет в 262 малонаселенных пунктах. Несмотря на определенное количество населенных пунктов, проект масштабный, линии проводного интернета будут доведены до каждого домохозяйства. Проект имеет очевидные плюсы: основан на государственно-частном партнерстве и внутри населенного пункта интернет доводится до каждого дома и подключается жителям бесплатно. Проект охватит 40 тысяч домохозяйств в 51 муниципальном районе республики. До конца 2021 года возможность подключить интернет на скорости до 100 Мбит/с, IP-телевидение и IP-телефонию получат 100 тысяч человек.
Отмечено, что в течение 2020 года на территории республики было установлено или модернизировано до стандарта LTE более 2000 базовых станций, в том числе в более 30 населённых пунктах, где ранее отсутствовала сотовая связь.
Весь год Минцифразвития РБ продолжало цифровую трансформацию госуслуг. Республика — первый субъект РФ, реализовавший пять строительных услуг на федеральной Платформе оказания услуг и сервисов. Также наш регион единственный, который интегрировал с этой платформой свою информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.
Проведена полномасштабная доработка существующих 17 электронных госуслуг в сфере земельных отношений на региональном портале государственных услуг.
В рамках мер по борьбе с распространением инфекции COVID-19 сразу по нескольким направлениям сотрудниками министерства были организованы и запущены в работу call-центры помощи и консультирования: cитуационный центр по обеспечению устойчивого функционирования экономики Республики Башкортостан, "горячая линия" Минздрава РБ по вопросам коронавирусной инфекции, единый колл-центр при Региональном исполкоме "Единой России", а также колл-центр для приема обращений остронуждающихся граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В рамках этого же проекта по поручению Главы республики создана интерактивная карта нуждаемости граждан в получении того или иного вида помощи, так называемая "Карта заботы". Развернут ситуационный антиковидный центр.
По поручению Президента России в РБ начал функционировать Центр управления республикой (ЦУР). В настоящее время на ЦУР РБ полностью "замкнуты вопросы" коммуникации населения с республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием социальных сетей, а также посредством единой цифровой платформы обратной связи.
Многое из этого стало возможным благодаря проведенной в этом году модернизации ряда отраслевых информационных систем, в частности инициированы проекты перевода на единую платформу автоматизированных подсистем планирования и исполнения бюджета РБ, а также размещения государственных и муниципальных заказов, запущены система мониторинга вывоза твердых коммунальных отходов, система управления дорожной инфраструктурой, модернизирован региональный портал госуслуг, система социального обслуживания населения, адресной социальной помощи и другие.
Далее брифинг продолжился в формате "вопрос-ответ". На вопросы журналистов республиканских средств массовой информации ответил Геннадий Разумикин.
— Сколько еще абонентов и сел не имеют доступа в интернет?
Официально широкополосный доступ в интернет имеют чуть больше 90% населения республики, порядка 6% имеют доступ по устаревшей технологии (ADSL, медный кабель), не имеют доступа в интернет три с небольшого процента. Специфика вопроса в том, что у нас в республике больше четырех с половиной тысяч населенных пунктов, из них 1 200 с население менее 100 человек, всего в них проживает 60 тысяч человек (1,5%). Доведение интернета до населенных пунктов — это достаточно дорогостоящая вещь, поэтому мы перед собой ставим задачу довести сети не до самих населенных пунктов, а именно до жителей за минимальные деньги.
— Что из себя будут представлять радиотелефонные точки, каковы источники финансирования для создания этой инфраструктуры и на каких принципах будет строиться их работа?
Подвижная радиотелефонная связь будет реализовываться в рамках проекта устранения цифрового неравенства. Этот проект финансируется фактически за счет операторов связи. Согласно законодательству, каждый оператор связи полтора процента от выручки перечисляет соответственно государству и на эти деньги реализуется проект по устранению цифрового неравенства.
По РТС скажу, что сейчас конечного понимания нет, естественно все будет устанавливаться за счет государства, а люди будут платить только абонентскую плату. Скажу свои мысли, скорое всего на территории России будет единый оператор, но пока об этом говорить рано.
— Озвучьте наиболее крупные и интересные IT-проекты.
Считаю, что самые крупные IT-проекты все-таки реализуются государством. Есть достаточно большое количество компаний, которые делают свою работу.
Когда мы делаем какой-то проект, стараемся привлекать всегда компании из Башкортостана. Проекты, которые мы внедрили в прошлом году это разработки башкирских компаний.
— Что нужно нам сделать, чтобы повторить опыт Татарстана и создать в республике Иннополис?
Опыт Иннополиса безусловно уникален. Коллеги из Татарстана в свое время быстро сориентировались и получили на это федеральные средства. Это безусловно стоит больших денег. Программистам, я знаю, интересно туда ездить, там работать, перенимать опыт друг друга. Но, так как, проект дорогой в ближайшем будущем у себя в регионе мы его реализовать не сможем. Мы пытаемся двигаться в этом направлении, у нас есть ряд идей, но пока в фазу практической реализации мы не перешли.
— С какими проблемами и трудностями вам, как новому министерству, приходится сталкиваться? Говорилось о подключении социально значимых объектов. Почему бывает сложно записаться в поликлинику на прием к врачу, получить в электронном виде результаты своих анализов, консультироваться с врачом?
Проблема записи к врачу обусловлена не неразвитостью цифровых технологий, а все-таки недостатком врачей, проблема такая есть. Что касается получения анализов, то у нас есть замечательный сайт Минздрава РБ, называется "К врачу", есть мобильное приложение. К сожалению, не многие у нас знают. Но все результаты доступны в этом приложении, даже результаты по тестам на ковид.
Что касается сложностей, то действительно раньше восприятие IT-сферы было такое, например, заправить картриджи для принтера, подсоединить компьютер к сети и т. д. Сейчас все безусловно изменилось. К сложностям можно отнести то, что в государственном секторе в отличие от коммерческого все сложно зарегулировано. Огромное количество нормативных правовых актов, которые мешают работать. Даже взять перевод документов в электронный вид. К примеру, мы не можем многие госуслуги перевести полностью в электронный вид потому, что существуют законодательные требования по предъявлению данного документа в бумажном виде. Но работа в этом направлении идет, постепенно снимаются какие-то "препоны" и я уверен, что через какое-то время, по крайней мере такая цель в Российской Федерации до 2030 года стоит — полностью перейти на электронный документооборот.
Другая сложность — это люди. Которые привыкли немного по-другому работать, так как они работают. Бывает сталкиваемся в ведомствах с сопротивлением, когда внедряем что-то новое в работу. Но в конце концов мы приходим к единому знаменателю в решении вопроса.
— Как реализуется программа цифрового развития в сельской местности? Как внедряется цифровое развитие в других отраслей? Подключаются ли дома культуры?
Внедрение IT-продуктов без наличия интернета невозможно. Поэтому мы уделяем этому большое значение. У нас нет разделения на городскую и сельскую местность.
Если мы делаем какие-то вещи для образования, то и сельские школы, равно как и городские находятся абсолютно на равных условиях, например, АИС "Образование". Что касается цифровизации АПК, то этот проект мы будем продолжать еще три — четыре года. Что касается домов культуры, то сейчас они в план подключения пока не попадают, но если у нас будут оставаться деньги от контрактов по подключению социальных учреждений, то у нас есть возможность включать туда объекты культуры. Предварительно мы уже провели работу с Минкультом РБ, собрали список таких объектов.
— Ограничения, связанные с пандемией, перевели бОльшую часть делового общения в электронный формат. Насколько сократился бумажный документооборот на предприятиях и в госорганах Башкирии? Таким образом это может положительно влиять на экологическую обстановку.
Я, наверное, не смогу сказать за бизнес, хотя уверен, что их документооборот уже давно происходит в электронном виде. Что касается госорганов, то весь документооборот на республиканском уровне мы также ведем в электронном виде. Что касается вреда экологии, то этот процесс мы уже давно минимизировали: у нас в правительстве есть проект "Бережливое правительство", который курирует Илшат Азаматович Тажитдинов, и именно для этого все процессы, связанные с расходованием каких-то вещей, не только бумаги, практически сведены к минимуму. Как я уже говорил к 2030 году есть цель полностью избавиться от бумажного документооборота. Мне кажется это вполне реально.
Последние комментарии
Мед и правда отличный